Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов.
Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности. Инновации в ДОУ нацелены на улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Различные инновации в детском саду в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку выделяется главная роль в процессе воспитания и обучения.
В своей практике педагоги детского сада активно используют различные инновационные педагогические технологии, бесспорно влияющие на качество дошкольного образования.
Использование инновационной педагогической технологии "Клубный час"
Тематический клубный час "Сюжетно-ролевые игры"
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
В общении со сверстниками ребенок учится выстраивать отношения по определённым правилам.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики.
Для решения этой проблемы с января 2019 года в нашем детском саду использовалась технология «Клубный час».
Инновационная педагогическая технология обучения старших дошкольников основам пешеходного туризма
«За здоровьем с рюкзачком!»
С целью укрепления здоровья детей, оптимизации двигательной активности и приобщения их к основам здорового образа жизни в детском саду организована работа туристического кружка «Рюкзачок». В своей работе руководитель физвоспитания использует инновационную педагогическую технологиб обучения старших дошкольников основам пешеходного туризма «За здоровьем с рюкзачком».
Разработана и успешно применяется программа «За здоровьем с рюкзачком», которая ориентирована на создание эффективной среды, в условиях которой возможно развитие дошкольника посредством туризма и нацелена на пропаганду здорового образа жизни.
При составлении программы в основу были положены требования к всестороннему развитию двигательных функций, интеллектуального и психического развития ребенка. Программа предполагает освоение основ теоретических знаний детского туризма, проведение походов, прогулок с элементами спортивного ориентирования, досугов, развлечений, использование спортивных игр, эстафет-соревнований и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
Новизна программы прежде всего состоит в её комплексности, которая дает детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки, повышает двигательную активность, кроме того разработанная программа учитывает особенности климатических условий и территориального расположения г.п. Новоаганск.
Знакомьтесь! Педагог-новатор – Кравцова Анастасия Владимировна.
Анастасия Владимировна создала банк данных диагностического инструментария для определения уровня готовности воспитанников к началу школьного обучения, уровня актуального развития, изучение особенностей эмоционально-волевой, личностной сфер, внутрисемейных отношений, психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного учреждения. Показателями эффективности психолого-педагогической деятельности являются:
- изменение запроса родителей на консультацию – в сторону понимания значимости проблем когнитивной сферы воспитанника на 19%;
- ежегодно более 95% воспитанников адаптируются к условиям дошкольного учреждения в легкой степени;
- 96 % выпускников готовы к началу школьного обучения, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья;
- возросло количество педагогов и родителей, обращающихся за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам развития, воспитания и взаимодействия с детьми;
- уровень социально-психологического климата в педагогическом коллективе соответствует стабильно-благоприятному показателю.
Анастасия Владимировна является автором и разработчиком:
- консультаций для педагогов дошкольников и родителей;
- семинаров-практикумов и круглых столов для педагогов детских садов и школ;
- программы «Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования элементов сенсорной интеграции».