Музей «Русская изба» в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. К. Д. Ушинский В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях российских регионов кропотливо пробивает себе дорогу новая форма работы с детьми – работа в музее на базе ОУ. Появление в ОУ детских музеев связано с изменениями социально – экономических условий в стране, новыми социальными потребностями современного общества. Воспроизведение истории, освоение социального опыта прошлых поколение, активное участие в проектной деятельности детей стало одной из наиболее популярных форм работы с дошкольниками, выработанные современной музейной педагогикой. В научно – педагогической литературе встречаются сведения о довольно раннем приобщении ребёнка к музейной культуре. Известные педагоги С. Т. Шацкий.А. В. Бакушинский и другие доказывают необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста, подчеркивают целесообразность более раннего знакомства дошкольников с фондами музеев. В детском музее, организованном в образовательном учреждении, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду одновременно, накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт. Данное направление в музейной педагогике обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у детей этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения в профилактике межнациональных конфликтов. Профиль, созданного в нашем ОУ, музея «Русская изба» - частично этнографический, частично декоративно – прикладной. Главной целью музейной работы с детьми старшего дошкольного возраста является приобщение их к народным русским традициям. «Погружение» в мир отечественной культуры при ознакомлении с музейными экспонатами предоставляет ребёнку возможность осознать себя в традиции, формирует у него целостную картину мира, знакомит с элементами материальной и духовной культуры, жизненным укладом русского народа, способствует формированию исторического сознания, пробуждению культурно – исторической памяти, а также учит понимать язык предметов как носителей закодированной информации исторической эпохи, усваивает навыки поисковой и исследовательской деятельности. Цель создания нашего музея – приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его любви к своей Родине. Содержание и экспонаты. Музей расположен в фоее Основным его украшением является макет русской печки, деревянный стол и скамьи, а также постеленные на пол домотканные дорожки. В музее собрана уникальная коллекция старинных предметов быта русского народа, представлена крестьянская утварь (прялка, коромысло, ухват, утюг на углях, самовар, люлька, чугунки, старинная вышивка, домотканные половики, расписные полотенца и др.), народные игрушки, наряды, предметы народного и декоративно – прикладного творчества. Отведено место для сменной экспозиции, где выставляются лучшие работы детей и родителей по декоративно – прикладному искусству. Все экспонаты собраны в результате поисковой работы сотрудников ОУ и родителей. Как используется. В основе нашей модели музея «Русская изба» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. При этом используется идея погружения в исторически культурное пространство путём «одушевления музейного интерьера». Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театральных форм игры. Большое внимание уделяется опытно – поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности воспитателя с детьми строятся в форме вопроса, например: «Как строили дом на Руси?», «В какие игрушки играли наши прабабушки?», «Как гладили бельё?» и др. Задаётся проблема, решение которой детям нужно найти в процессе деятельности. При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, макетированию и моделированию, художественному конструированию, т. е. интегрируются разные виды искусств. Совместная образовательная деятельность с детьми включает рассказ педагога, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, а также разработки авторских схем – таблиц по данной теме, необходимых по ходу беседы, и традиционные методы и формы работы с детьми, стимулирующие интерес к культуре и традициям своего народа. Одним из направлений музейной проектной деятельности является работа с родителями, привлечение их к сотрудничеству, включающему: · посещение открытых мероприятий и активное участие в них; · изготовление вместе с детьми пособий и выполнение творческих заданий; · по – возможности посещение с детьми различных музеев; · приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России; · проведение консультаций, мастер–классов с использованием практических и теоретических материалов, накопленных в нашем музее. Очень интересно в музее проходят народные праздники и театрализованные представления. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений. Таким образом, наш музей «Русская изба» осуществляет большую работу по ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно – исторической памяти не только детей, а также их родителей и педагогов. В дальнейшем музей будет пополняться новыми экспонатами и предметами декоративно – прикладного творчества.